Чайный Сад - мы делаем Российский Чай, лучший среди наших!
Четыреста лет вместе.
 

Водку гневно отвергаю, чары водки — злой обман! Нету друга, лучше чая! Дайте чаю мне стакан!

Чайная реклама советских времен. К тексту отношения не имеет

В 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае, где испробовали местный напиток — чай. В 1638 году посол Василий Старков привез русскому царю подарок от одного из монгольских ханов — 64 килограмма чая. В 1665 году занемогшего животом царя Алексея Михайловича отпаивал чаем придворный врач — Самойло Каллинс. В 1728 году между рекой Кяхтой и горой Оротогой (это в Сибири) возникла слобода Кяхта, ставшая впоследствии городом и центром русско-китайской торговли. В 1763 году в Кяхте была учреждена ярмарка, на которой русские и китайские купцы объегоривали дружка дружку, не теряя при этом взаимного уважения. Именно через эту ярмарку в Россию попадала большая часть китайского чая — из Кяхты цибики с чаем санным путем доставляли в Европейскую Россию (цибики — это такие ящики на 25—35 килограмм чая)… 

Я умышленно начал русскую чайную историю «хронологическим» абзацем. Упомянуть все перечисленные выше события было необходимо из исторической добросовестности — но не более того, потому что были они давно и нас уже ни коим образом не касаются. А вот все, о чем речь пойдет ниже, уже несколько более интересно… 

Чай в Россию доставляли из Северного Китая, где он называется «ча-и», или «ча-э», потому в России этот напиток и стали называть «чай». Хотя изначально в русских документах чай часто назывался «китайской травкой» или «сушеной китайской травкой». Из Китая привозили два вида чая — плиточный (кирпичный) и рассыпной (байховый). Этимология слова «байховый» связана с китайским «бай хоа» («белая ресничка»). По наиболее распространенной версии так китайские купцы называли чай с большим содержанием типсов — нераспустившихся листочков чайного куста. Русские же купцы перенесли этот термин на любой некирпичный чай. 

Достаточно долго чай в России не пили женщины — горячему и несладкому заморскому напитку они предпочитали напитки более традиционные. Также не сразу приняла чай православная церковь («Кто пьет чай, отчаявается от Бога». Даль. «Пословицы русского народа»), однако уже в XVIII веке чай стал обязательным атрибутом монастырского быта — монахи оценили способность напитка поддерживать духовные и физические силы. 

Статья любезно предоставлена Д.Шумаковым. http://ezhe.ru/ib/issue38.html